Современные тракторы – техника, способная выполнять широкий спектр работ, среди которых: обработка почвы и другие сельскохозяйственные мероприятия, дорожные ремонтно-строительные работы, обслуживание промышленных и сельхозпредприятий. Функциональность трактора расширяется с помощью навесного и полунавесного оборудования, стабильную и эффективную работу которого обеспечивает правильно подобранная гидравлическая система. Если гидравлика, установленная на заводе-изготовителе, не обеспечивает требуемых эксплуатационных характеристик, то ее совершенствуют или устанавливают новую.
Устройство системы гидравлики тракторов МТЗ
Гидравлическая система – комплекс механизмов, передающих энергию от двигателя к исполнительным механизмам. Стандартная раздельно-агрегатная система гидравлики тракторов МТЗ содержит следующие конструктивные элементы:
- гидравлический насос трактора – обеспечивает давление потока рабочей жидкости (масла), крепится к корпусу шпильками (наиболее распространены одно- и двухсекционные шестеренные насосы типа НШ);
- промежуточная шестерня, с помощью которой привод соединяется с насосным агрегатом;
- механизм включения насоса;
- маслобак;
- фильтр, защищающий гидросистему от снижения эффективности и преждевременного выхода из строя;
- трубопроводы гидравлики;
- гидрораспределитель;
- гидравлический цилиндр трактора – отвечает за функциональность полунавесных и навесных механизмов;
- охладители, отводы, клапаны, муфты.
В технике МТЗ применяются два типа силовых цилиндров. Основной цилиндр имеет диаметр внутреннего отверстия 100 мм. 2 выносных цилиндра, оснащенные замедлительными клапанами, имеют внутренний диаметр 75 мм. Основной цилиндр управляет задней навеской, дополнительные выносные – прицепными или навесными механизмами.
Функции распределительной системы
Распределительная система гидравлики выполняет перечень важных функций:
- направление рабочей жидкости от насоса к потребителю;
- переключение оборудования на х/х;
- ограничение давления при перегрузах гидравлической системы.
Как работает система гидравлики трактора в различных положениях распределителя:
- Нейтральное. Благодаря удержанию золотника пружинами, масло в основной цилиндр не поступает.
- Подъем механизма. Для реализации этого режима открывают предохранительный клапан, пружина золотника отжимается, рабочая жидкость поступает в нижнюю часть гидроцилиндра.
- Опускание. Клапан управления перекрывается золотником, рабочая жидкость прекращает поступление в гидроцилиндр.
- Плавающее. В этом режиме техника может заглубиться с силой, превышающей ее массу. Этот режим реализуется принудительно, в редких случаях.
Типы распределителей для тракторов МТЗ различных марок:
- Р80-3/1-222( Г) – МТЗ-50, МТЗ-80;
- Р80-3/4-222(Г) – техника с силовым регулированием – МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102;
- РП70-1221(С) – МТЗ-100, МТЗ-1221, МТЗ-1521;
- РП70-822 – МТЗ-1221, МТЗ-921;
- РП70-921 – МТЗ-1221.
Для предотвращения выхода гидросистемы из строя из-за критического превышения давления, гидрораспределители оборудуются предохранительными клапанами, настроенными на определенное давление.
Функции гидроцилиндров
В гидросистему тракторов может входить один гидроцилиндр двухстороннего действия или несколько гидроцилиндров с независимым руководством. 4 основные положения гидроцилиндра:
- возможность перемещения поршня в одном направлении;
- возможность перемещения поршня в другом направлении;
- фиксированное положение поршня, обеспеченное путем перекрытия движения масла;
- возможность перемещения поршня в обоих направлениях – осуществляется с приложением внешнего усилия за счет объединения двух внутренних частей гидроцилиндра между собой и сливной магистралью.
Почему может греться масло в гидравлической системе трактора?
Одна из распространенных проблем функционирования гидравлической системы – перегрев рабочей жидкости – может быть вызвана несколькими причинами:
- Засорение фильтра. Приводит к замедлению скорости движения рабочих органов, скачкам давления и чрезмерному нагреву масла.
- Выход из строя электромагнитного разгрузочного клапана. Проверить исправность этого устройства можно путем измерения давления на холостом ходу, оно должно быть равно 0.
- Наличие толстого слоя грязи на маслобаке или других компонентах системы.
Если в системе предусмотрен маслоохладитель, то причиной перегрева рабочей жидкости может стать нерегулярная продувка пластин сжатым воздухом и загрязнение внутреннего пространства теплообменника.